Неужели стеклянный потолок наконец-то стал хрупким?

Актриса Робин Райт, известная сейчас благодаря роли в сериале «Карточный дом», совсем недавно рассказала общественности о препятствии, с которым ей пришлось столкнуться за время своей актёрской карьеры. Её персонаж в телевизионном шоу является равноправным партнёром коллеги-актёра Кевина Спейси, но получает она за свой творческий труд несравнимо меньше.

Этот эпизод в очередной раз привлек внимание к очень важной и по-прежнему игнорируемой теме: неравенству женщин в бизнесе. Согласно статистике (BLS — бюро трудовой статистики — 2015), если говорить о женщинах, занимающих управленческие должности, то их лишь 24% от всех генеральных директоров, а зарабатывают они 87% от зарплат их коллег-мужчин. Они работают столько же часов, сколько и мужчины, имеют такое же или даже лучшее образование по сравнению с коллегами, и у них присутствуют лидерские качества. Так что же это за барьер, который не позволяет стать равными?

Очевидным является тот факт, что мужчины доминируют в мире трудоустройства, и потому иногда над женскими головами, будто из ниоткуда, появляется стеклянный потолок. Это выражение появилось в 70-х годах прошлого века в США — метафора, означающая невидимое препятствие, точку в профессиональной жизни женщин, которую они, без объективных на то причин, не могут переступить для получения высшей должности в компании.

В данном контексте слово «стекло» не означает что-то хрупкое, а скорее нечто прозрачное и невидимое снаружи. Из-за подобного стеклянного потолка образованные женщины с профессиональным опытом не могли и всё ещё не могут быть в равной степени представленными в различных социальных группах и отраслях, которые по-прежнему считаются чрезвычайно ориентированными на мужчин.

Однако с 70-х годов очень многое изменилось, и перед тем как утверждать, что стеклянный потолок всё ещё явно присутствует, нам необходимо обратиться к женщинам, которые занимаются бизнесом. Во время общения с женщинами из различных отраслей, таких как программирование, администрирование мероприятий и автомобильная индустрия, было заметно, что у каждой из них есть своё мнение, которое отличается от других. 

Ката из Германии: «Я работаю в небольшой компании, которая занимается разработкой программного обеспечения. Все управленческие должности, например, гендиректор, директор по информационным технологиям и технический директор, занимают мужчины. Это связанно с продукцией, которую мы производим, ведь в данном случае первоочередную роль играют навыки разработчика. С одной стороны, когда речь заходит о зарплате, я вижу стеклянный потолок над собой, но с другой стороны, здесь не существует никаких ограничений относительно повышения в должности или предоставления более ответственной роли в компании. Причина этого, опять же, может заключаться в том, что у нас маленький коллектив, где в каждом отделе работает по два три человека».

Основываясь на собственном опыте, главный координатор мероприятий Барбара рассказывает следующее: «В моей компании действительно существует дисбаланс среди представителей двух полов, ведь большинство работников здесь женщины. Я могу с уверенностью сказать, что пол сотрудника у нас совершенно не влияет на чьё-либо продвижение по карьерной лестнице или на уровень зарплаты, и это также не сказывается на отношении руководителей высшего звена к остальным сотрудникам». 

Линн, старший менеджер по маркетингу из Голландии, работающая в автомобильной индустрии, замечает разницу в ролях, которые играют мужчины и женщины в её компании: «В нашем отделе менеджмента работают лишь коллеги-мужчины. Я заметила, что они позиционируют себя как представители компании, ходят на собрания и встречаются с наиболее важными клиентами, в то время как женщины в большинстве случаев не покидают свои рабочие места. Это достаточно тяжело, и я считаю, что женщинам здесь необходимо приложить гораздо больше усилий, чем мужчинам, для того, чтобы получить повышение».

Согласно данным «Всемирного отчета о роли женщин в туризме» за 2010 год, вероятность трудоустроится в туристической индустрии для женщин в два раза выше, чем в какой-либо другой отрасли, а туристические компании с большей охотой берут на работу женщин, чем мужчин. В целом, женщины являются востребованными работниками в туристическом секторе благодаря своей способности к сопереживанию, доброте и так называемому материнскому инстинкту. Тем не менее, в данном отчёте также говорится: «Невзирая на то, что женщины достаточно хорошо представлены в этой отрасли, они, как правило, работают в сфере услуг, а не на профессиональном уровне или на должностях, которые позволяют принимать решения».

Эмма из Швейцарии работает в туризме, и она видит, что хотя эта индустрия ориентирована на женщин, они нечасто занимают ведущие должности: «Я работаю в туристическом агентстве, и, как мы все хорошо знаем, туризм является дружелюбной сферой по отношению к женщинам. У нас работают одиннадцать женщин и трое мужчин, а также два менеджера-женщины и директор-мужчина. Я считаю, что в нашей компании женщины точно не являются недостаточно представленными, скорее, наоборот, мы управляем офисом. К тому же, я не чувствую, что над нами когда-либо возникнет стеклянный потолок или что я не смогу занять более высокую должность, потому что я женщина».

Женщинам действительно приходится бороться с чувством вины, а иногда и стыда, особенно когда они замечают, что не представлены на равных в какой-то сфере жизни. «Как мне кажется, на самом деле всё зависит от того, в какой сфере ты работаешь. Продажа программного обеспечения вне сомнения выводит важность разработчика-мужчины на первое место. Но когда я осознаю, что учусь так же быстро, как и он, выполняя в то же время аналогичный объём работы, у меня появляется чувство, что по этому поводу необходимо кое-что сказать», — говорит Ката. Линн с ней соглашается: «Я оказалась на должности, где мне приходится делать более важную работу, чем ту, которой занят мой руководитель, принимать серьезные решения, и я всё ещё ощущаю, что так и должно быть, даже если мне платят меньше или я не получаю должного признания». После того как Робин Райт высказалась по этому поводу, её ситуация разрешилась благополучно. «Я сказала, чтобы они платили мне или же я предам этот вопрос огласке и они начали платить». Она призывает женщин бороться на равенство полов.

Справедливым будет утверждение, что мир бизнеса меняется, и женщины получают гораздо больше признания, чем раньше, но следует заявить со всей определённостью: отношение к ним должно быть не просто немного лучшим, а точно таким же, как к их коллегам-мужчинам.    

Support us!

All your donations will be used to pay the magazine’s journalists and to support the ongoing costs of maintaining the site.

 

paypal smart payment button for simple membership

Share this post

Interested in co-operating with us?

We are open to co-operation from writers and businesses alike. You can reach us on our email at [email protected]/[email protected] and we will get back to you as quick as we can.

Where to next?

Вьет Ха: из бизнес-вуман в художественную фотографию

Мы встретились на железнодорожной станции в Мадриде. Вьет Ха оказалась именно такой, какой я её себе представляла: очень дружелюбный и энергичный человек, с которым приятно проводить время. Мечтателя можно узнать…

10 технологий будущего

Наука не стоит на месте, стремясь соответствовать ритму жизни современного человека и облегчать ему жизнь по максимуму. Перед вами технологии, которые ещё не получили широкого распространения или находятся на стадии…

Пять оттенков веганства

Старый стереотип об агрессивном вегетарианце, кричащем на улицах: «Мясо — это убийство» больше не кажется актуальным. Настали времена, когда всё больше и больше знаменитостей с гордостью объявляют о вступлении в…

Татуировка как история жизни

Чешский фотограф Франтишек Ортманн – обладатель нескольких престижных наград международного уровня. Один тот факт, что он стал одним из самых молодых авторов, которые проводят собственные выставки в Национальной галерее Чехии,…

Рабы современности

В соответствии с «Глобальным индексом рабства» (GSI), составленным австралийской правозащитной организации Walk Free Foundation, современное рабство — преступная деятельность международного масштаба, оказывающая влияние на судьбы свыше 35 миллионов человек по…